Кафедра музыковедения
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Аспирантура
Код и направление подготовки 50.06.01 Искусствоведение,
программа «Музыкальное искусство»
Руководитель программы – доктор искусствоведения, кандидат философских наук, профессор
Марина Леонидовна Зайцева
Электронная почта: zajtseva-ml@rguk.ru
СОСТАВ КАФЕДРЫ
Заведующий кафедрой:
Кандидат искусствоведения, доцент Наталия Сергеевна Ренёва
Электронная почта: reneva-ns@rguk.ru
Электронная почта кафедры: kaf73@rguk.ru
Преподаватели кафедры:
Батагова Татьяна Эльбрусовна, профессор (д-р иск., доцент)
Великовский Александр Юрьевич, доцент (к. иск., доцент)
Глухова Евгения Вячеславовна, старший преподаватель
Клочкова Елена Викторовна, доцент (к. иск., доцент)
Леванова Наталья Владимировна, преподаватель
Ренёва Наталия Сергеевна, зав. каф. (к. иск., доцент)
Свириденко Ксения Викторовна, старший преподаватель
Финкельштейн Юлия Анатольевна, доцент (к. иск., доцент)
РЕНЁВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА
заведующий кафедрой
Образование
-
2013 г. – аспирантура Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, специальность 17.00.02 Музыкальное искусство
-
2010-2011 гг. – Институт музыковедения Университета г. Базель (Швейцария), стажировка
-
2009 г. – Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, специальность «Музыковедение», квалификация «Музыковед, преподаватель»
Учёная степень, учёное звание
-
2016 г. – доцент по специальности «Музыкальное искусство»
-
2015 г. – кандидат искусствоведения (диссертация на тему «Музыкально-теоретические взгляды молодого Пьера Булеза: на материале книги “Записки подмастерья”» по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство)
Опыт работы
-
Работает в Академии имени Маймонида с 2009 года.
-
Имеет опыт преподавания музыкально-теоретических дисциплин в ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского и Московском гуманитарном университете.
-
Имеет опыт работы редактором сайта Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, тьютором Отдела инновационных образовательных программ Научно-методического управления послевузовского профессионального образования и инновационных образовательных программ МГК им. П.И. Чайковского.
Стаж
Повышение квалификации
-
Повышение квалификации по программе «Технология создания электронных обучающих курсов в системе дистанционного обучения на базе LMS Moodle» (72 часа), ЧОУ ДПО «Центр образовательных услуг», 2020 г.
-
Повышение квалификации по программе «Педагогика и методика преподавания теоретических музыкальных дисциплин» (72 часа), ООО «Национальная академия современных технологий», 2020 г.
-
Повышение квалификации по программе «Современный преподаватель дистанционного образования» (16 часов), ООО «Юрайт-Академия», 2020 г.
-
Повышение квалификации по программе «Инструменты дистанционного обучения» (36 часов), ООО «Юрайт-Академия», 2020 г.
-
Повышение квалификации по программе «Особенности профессионального развития научно-педагогических работников в условиях реализации непрерывного образования» (72 часа), ФГБОУ ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук», 2019 г.
-
Повышение квалификации по программе «Организация образовательной деятельности в высшем учебном заведении в соответствии с требованиями ФГОС высшего образования» (72 часа), Всероссийский научно-образовательный центр «Современные образовательные технологии», 2018 г.
-
Повышение квалификации преподавателей музыкальных образовательных организаций города Москвы (72 часа), Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2017 г.
-
Повышение квалификации по программе «Редакторское мастерство в современных условиях» (72 часа), ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» («Московский Политех»), 2017 г.
-
Повышение квалификации по программе «Информационно-коммуникационные технологии образовательной среды учебного учреждения» (72 часа), Институт дополнительного образования ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017 г.
-
Повышение квалификации преподавателей музыкальных образовательных организаций (72 часа), Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2015 г.
Преподаваемые дисциплины
-
Сольфеджио
-
Гармония
-
Основы научно-исследовательской работы
Научные интересы
-
Теория музыки
-
Гармония и теория композиции
-
Бразильская академическая музыка
Основные публикации
-
К истории «путаницы» ладов: от Античности к Средневековью // Московская консерватория: вчера — сегодня — завтра / отв. ред. Е.Г. Сорокина. М.: МГК имени П.И. Чайковского, 2008. С. 95-142.
-
Булез анализирует Стравинского // Музыка и время. 2008. № 11. С. 14-19.
-
Народное шоро как традиция музицирования в Бразилии // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 2 / отв. ред. Е.А. Козлова. М.: Красанд, 2009. С. 158-182.
-
Ритмические идеи молодого Булеза // Musiqi dunyasi. 2010. № 1-2/43. С. 60-67.
-
Оливье Мессиан – Пьер Булез: аналитическая эстафета // Век Мессиана: сб. ст. / ред.-сост. К.В. Зенкин, Т.С. Кюрегян. М.: Московская консерватория, 2011. С. 194-213.
-
Хронограф жизни и творчества Оливье Мессиана // Век Мессиана: сб. ст. / ред.-сост. К.В. Зенкин, Т.С. Кюрегян. М.: Московская консерватория, 2011. С. 262-270.
-
О формировании музыкального мировоззрения молодого Пьера Булеза: между отторжением и преемственностью // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сб. ст. по материалам Международной научной конференции 9-13 апреля 2013 года / ред.-сост. Я.И. Сушкова-Ирина, Г.Р. Консон. М.: Нобель-пресс, 2013. С. 376-384.
-
Некоторые вопросы сериальной техники молодого Пьера Булеза (по материалам ранних теоретических статей композитора) // Музыкальная академия. 2013. № 2. С. 161-166.
-
Бразильская музыка второй половины ХХ века: творчество Эдину Кригера // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия: Сб. ст. по материалам Международной научной конференции 14–19 апреля 2014 года. М.: Нобель-пресс; Edinbourgh: Lennex Corporation, 2014. С. 446-455.
-
Числовые ряды в аналитических этюдах П. Булеза о ритмике И. Стравинского // Музыковедение. 2014. № 5. C. 10-15.
-
К вопросу о формировании музыкально-теоретических взглядов Пьера Булеза // Музыка и время. 2014. № 8. С. 44-47.
-
Бразильские дни под февральским солнцем Москвы // Музыка и время. 2016. № 3. С. 50-52.
-
Музыкальная астрономия Жозе Алмейда Прадо: «Карты звездного неба» № 1 для фортепиано (1974) // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы: Сб. ст. по материалам Международной научной конференции Государственной классической академии имени Маймонида 12-16 апреля 2016 года / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В. Клочкова. М.: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2016. С. 241-253.
-
Искусство как феномен культуры // Музыка и время. 2016. № 5. С. 36-37.
-
Третья соната для скрипки и фортепиано Жозе де Алмейда Праду в контексте камерно-инструментального творчества композитора // PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016. № 2. P. 29-36.
-
Кантор Йоселе Розенблат: штрихи к творческому портрету (в соавторстве с Я.Г. Баром) // Вестник Академии хорового искусства. 2016. № 6. С. 155-167.
-
Народное шоро и академическая музыка бразильских композиторов // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сб. ст. по материалам Международной науч. конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 11-15 апреля 2017 года / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В. Клочкова. М.: Академия имени Маймонида, 2017. С. 239-249.
-
О формах политональности в фортепианном цикле «Saudades do Brasil» Д. Мийо // Сфера знаний: структурные преобразования и перспективные направления развития научной мысли: сб. ст. Казань: СитИвент, 2018. С. 164-169.
-
«Гармония стихии»: о музыкальном языке «Игры воды» (1901) М. Равеля // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XXXХ международной научно-практической конференции. М.: Институт стратегических исследований, 2018. С. 54-58.
-
Неоклассическая гармония в «Менуэте на имя Гайдна» Мориса Равеля // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 10 (27). С. 759-762.
-
Актуальные проблемы профессиональной подготовки по хоровому дирижированию студентов вузов (в соавторстве с Л.Ю. Потамановой) // Colloquium-journal. 2019. № 21-4 (45). С. 10-11.
-
Интонационные и ритмические истоки «Трех характерных танцев» Э. Вила-Лобоса (на примере танца № 1 «Фаррапус») // Colloquium-journal. 2019. № 21-4 (45). С. 12-15.
-
Первый струнный квартет Э. Вила-Лобоса (1915): начало пути // Мир современной науки. 2019. № 5 (57). С. 53-55.
-
Основные этапы работы над произведением в фортепианном классе (в соавторстве с Н.В. Гриненко) // Мир современной науки. 2019. № 5 (57). С. 56-58.
-
Гармоническая колористика в Экспромтах для фортепиано ор. 90 Ф. Шуберта // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сб. ст. по материалам Международной науч. конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 24-27 апреля 2019 года / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.Л. Зайцева, Р.Р. Будагян. М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. С. 170-180.
-
О творческой биографии и дирижерской манере Пьера Монтё (в соавторстве с И.Ю. Берендеевым, В.А. Понькиным) // Advances in Science and Technology: Сборник статей XXV международной научно-практической конференции. М.: Актуальность.РФ, 2019. С. 18-19.
-
Черты импрессионизма в фортепианной сюите «Мир ребёнка» Э. Вила-Лобоса // Манускрипт. 2020. Том 13. Выпуск 2. C. 166-170.
Переводы
-
Булез П. Вопрос наследия / пер. и комм. Н.С. Ренёвой // Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / сост. Т.С. Кюрегян, В.С. Ценова. М.: Московская консерватория, 2009. С. 144-146.
-
Булез П. Берг: современные следствия (по поводу «Двух недель австрийской музыки») / пер. и комм. Н.С. Ренёвой // Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / сост. Т.С. Кюрегян, В.С. Ценова. М.: Московская консерватория, 2009. С. 154-159.
-
Булез П. Разложение в кадильницах / пер. и комм. Н.С. Ренёвой // Музыкальная академия. 2016. № 1. С. 7-9.
-
Пьер Булез. Возможности… пер. Н.С. Ренёвой // Композиторы современной Франции о музыке и музыкальной композиции / ред.-сост. В.Г. Тарнопольский, М.С. Высоцкая (отв. ред.), Т.В. Цареградская. М.: Московская консерватория, 2020. С. 30-53.
Награды
-
Почётная грамота Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за значительные заслуги в сфере образования и добросовестный труд (2021)
БАТАГОВА ТАТЬЯНА ЭЛЬБРУСОВНА
профессор
Образование
-
1982 г. – Петрозаводский филиал Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории, специальность «Музыковедение», квалификация «Музыковед, преподаватель»
Учёная степень, учёное звание
-
2019 г. – доцент по специальности «Музыкальное искусство»
-
2013 г. – доктор искусствоведение (диссертация на тему «Художественная картина мира в музыке осетинских композиторов» по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство)
-
2005 г. – кандидат искусствоведения (диссертация на тему «Осетинская симфоническая музыка 20-80-х годов ХХ века: национально-характерное в становлении и развитии композиторского творчества» по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство)
Почетное звание
-
Заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия-Алания (2020)
Опыт работы
-
Работает в институте «Академия имени Маймонида» с 2022 года.
Стаж
Повышение квалификации
-
Повышение квалификации по программе «Как создавать презентации для учебного курса» (72 часа), ООО «Директ-Медиа», 2020 г.
-
Повышение квалификации по программе «Автор цифрового учебного контента» (16 часов), ООО «Юрайт-Академия», 2020 г.
-
Повышение квалификации по программе «Современная дистанционная библиотека» (16 часов), ООО «Юрайт-Академия», 2020 г.
-
Повышение квалификации по программе «Современный преподаватель дистанционного образования» (16 часов), ООО «Юрайт-Академия», 2020 г.
Преподаваемые дисциплины
-
История дирижерского исполнительства
-
История музыки (зарубежной, отечественной)
-
История оркестровых стилей
-
Основы научно-исследовательской работы
-
Чтение партитур
ВЕЛИКОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ
доцент
Образование
-
2013 г. – аспирантура Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, специальность 17.00.02 Музыкальное искусство
-
2010 г. – ФГОУ ВПО (университет) «Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского», специальность «Музыковедение», квалификация «Музыковед, преподаватель»
Учёная степень, учёное звание
-
2017 г. – доцент по специальности «Музыкальное искусство»
-
2014 г. – кандидат искусствоведения (диссертация на тему «“Гольдберг-вариации” (Aria mit verschiedenen Ver?nderungen) в контексте позднего творчества И.С. Баха» по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство)
Опыт работы
-
Работает в Академии имени Маймонида с 2010 года.
-
Имеет опыт преподавания предметов «История музыки», «Гармония», руководства ВКР, рецензирования дипломных работ, подготовки студентов к участию в конференциях, организации и проведения мероприятий в рамках внеаудиторной работы со студентами, работы лектором в Лектории ПСТГУ (с 2019 г.), корреспондентом (передача «Блокнот», телеканал «Культура», 2008-2009 гг.).
-
Пианист Московской мужской еврейской капеллы (с 2005 г.).
Стаж
Повышение квалификации
-
Повышение квалификации по программе «Особенности профессионального развития научно-педагогических работников в условиях реализации непрерывного образования» (72 часа), ФГБОУ ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук», 2019 г.
-
Повышение квалификации по программе «Информационно-коммуникационные технологии образовательной среды учебного учреждения» (72 часа), ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», 2016 г.
-
Повышение квалификации по программе «Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы» (72 часа), ФГБОУ ВПО «Государственная классическая академия имени Маймонида», 2013 г.
Преподаваемые дисциплины
-
Гармония
-
История музыки (зарубежной, отечественной)
Научные интересы
-
Музыка эпохи барокко
-
Баховедение
-
Аутентичное исполнительство
-
Теория музыкального содержания
-
Романтическая миниатюра
Основные публикации
-
«Гольдберг-вариации» И. С. Баха. Очерк I. История создания: в поисках истины // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 3. С. 57-70.
-
«Гольдберг-вариации» И. С. Баха. Очерк II. Композиционный метод и внутренняя структура цикла // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 2. С. 174-190.
-
«Гольдберг-вариации» И. С. Баха. Очерк III. К истории интерпретаций и истолкований // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 4. С. 106-127.
-
К проблеме «галантности» в позднем творчестве И. С. Баха: «Гольдберг-вариации» // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: сб. ст. по материалам международной научной конференции / ред.-сост. Я.И. Сушкова-Ирина и Г.Р. Консон. М.: Нобель-пресс, 2013. C. 117-138.
-
Наслаждение контрапунктом: о сочетании учености и галантности в немецкой музыке середины XVIII века // Музыковедение. 2013. №12. С. 46-54.
-
«Гольдберг-вариации» (Aria mit verschiedenen Verænderungen) в контексте позднего творчества И.С. Баха»: Автореферат дис. … канд. иск. М., 2014. 28 с.
-
К юбилею Л.Н. Чумаковой. Настоящий учитель // Музыка и время. 2014. №10. С. 26-27.
-
«Полюбить это произведение после первого же прослушивания невозможно» (А. Швейцер): к истории восприятия и исполнения «Гольдберг-вариаций» И. С. Баха в XVIII–XX вв. // Музыка и время. 2016. № 4. С. 22-31.
-
Дрезден в жизни и творчестве лейпцигского кантора И.С. Баха // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: сб. ст. по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина 11-15 апреля 2017 года / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В. Клочкова. С. 58-66.
-
И. С. Бах — между Лейпцигом и Дрезденом: политический контекст жизни и творчества композитора // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: сб. трудов Международной научной конференции 23-28 апреля 2017 года / ред.-сост. Г.Р. Консон. М.: Согласие, 2017. С. 800-810.
-
«Гольдберг-вариации» И. С. Баха: Монография. СПб.: Планета музыки, 2020. 398 с.
ГЛУХОВА ЕВГЕНИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
старший преподаватель
Образование
-
2016 г. – аспирантура Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, специальность 17.00.02 Музыкальное искусство, квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
-
2010 г. – ФГОУ ВПО (университет) «Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского», специальность «Музыковедение», квалификация «Музыковед, преподаватель»
-
2007-2007 гг. – стажировка в Тяньцзиньской консерватории (КНР), изучение китайской традиционной музыкальной культуры
Опыт работы
-
Работает в Академии имени Маймонида с 2010 года.
-
Имеет опыт преподавания широкого спектра музыкально-теоретических дисциплин, обучения игре на традиционных китайских инструментах, приема вступительных экзаменов, руководства курсовыми и дипломными работами, рецензирования дипломных работ, подготовки студентов к участию в конференциях, редактирования статей студентов перед публикацией, организации и проведения мероприятий в рамках внеаудиторной работы со студентами.
Стаж
Повышение квалификации
-
Профессиональная переподготовка по программе «Преподавание информационных технологий в образовательной организации» (270 часов), ООО Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов», 2020 г.
-
Повышение квалификации по программе «Особенности профессионального развития научно-педагогических работников в условиях реализации непрерывного образования» (72 часа), ФГБОУ ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук», 2019 г.
-
Повышение квалификации по программе «Повышение профессионального уровня педагогического работника посредством использования ИКТ: Microsoft Windows, Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint» (72 часа), ВНОЦ «Современные образовательные технологии», 2018 г.
-
Повышение квалификации преподавателей музыкальных образовательных организаций города Москвы, ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского», 2017 г.
Преподаваемые дисциплины
-
Анализ музыкальной формы
-
История музыки (зарубежной, отечественной)
-
Современные информационные технологии
-
Сольфеджио
Научные интересы
-
Музыкальные культуры мира
Основные публикации
-
У истоков российской музыкальной синологии // Pax Sonoris: история и современность (Памяти М. А. Этингера): Научный журнал. Выпуск II I(V) / Гл. ред. Е. М. Шишкина. Астрахань, 2009. С. 89–91.
-
Традиция циньгэ: от слова к музыке, от музыки к слову // Седьмая международная востоковедная конференция (Торчиновские чтения): Метаморфозы. С.-Петербург, 22–25 июня 2011 г. Часть вторая / Сост. и отв. ред. С.В. Пахомов. СПб., 2013. С. 17–22.
-
Традиция циньгэ: историческое развитие // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 9-13 апреля апреля 2013 года / Ред.-сост. Я. И. Сушкова-Ирина, Г. Р. Консон. М.: Нобель-пресс, 2013. С. 162–168.
-
Социальные аспекты формирования музыкально-культурной традиции в Китае // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы: Сб. статей по материалам Международной конференции Государственной классической академии имени Маймонида 13-19 апреля 2015 года / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В. Клочкова. М.: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2015. С. 72–81.
-
Образы пейзажной лирики в китайских песнях циньгэ // Многоликая пастораль: современные проблемы изучения: сборник научных трудов / отв. ред. Т.В. Саськова. М.: РГУ им. А. Косыгина; Академия имени Маймонида, 2018. С. 24–30.
-
Музыка в мифологии Древнего Китая // Colloquium-journal. 2019. № 21 (45). С. 9-10.
-
Реквием в творчестве Роберта Шумана // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сб. статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 24-27 апреля 2019 года / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.Л. Зайцева, Р.Р. Будагян. М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. С. 29-37.
КЛОЧКОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
доцент
Образование
-
2001 г. – ассистентура-стажировка Российской академии музыки имени Гнесиных, специальность «Фортепиано»
-
1999 г. – Российская академия музыки имени Гнесиных, специальность «Инструментальное исполнительство (фортепиано)», квалификация «Концертный исполнитель. Артист камерного ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель»
Учёная степень, учёное звание
-
2012 г. – член-корреспондент РАЕН (секция «Энциклопедические знания»)
-
2011 г. – доцент по специальности «Музыкальное искусство»
-
2005 г. – кандидат искусствоведения (диссертация на тему «Библейские симфонии А. Караманова» по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство)
Почётное звание
-
2012 г. – Почётный работник культуры города Москвы
Опыт работы
-
Работает в Академии имени Маймонида с 2013 года.
-
Автор монографии «Библейские симфонии Алемдара Караманова», учебников, учебных пособий, свыше 40 научных статей, посвященных творчеству А. Караманова и проблемам музыки XX–XXI веков, а также темам, связанным с осмыслением современной отечественной культуры в целом, редактор-составитель сборников научных статей и материалов международных конференций.
-
Организатор и соорганизатор международных научных конференций в Москве, Неаполе (Италия).
-
Основатель «Центра поддержки и развития современного искусства имени Алемдара Караманова» (2005).
-
Организатор циклов концертов-лекций, международных конкурсов, международных творческих школ и мастер-классов.
-
Автор идеи-проекта (совместно с Т.М. Русановой), директор и член жюри Международного форума искусств «Романтизм: истоки и горизонты» в Российской академии музыки имени Гнесиных (ежегодно с 2009 года).
-
Председатель оргкомитета и жюри Международного музыкального конкурса имени А. Караманова» в ДШИ им. А. Караманова (г. Гурьевск Калининградской области, с 2013 года), Международного конкурса музыкантов на Кипре (с 2012 года).
-
Лауреат международных конкурсов, член Президиума Российского Шубертовского общества.
-
С сольными концертами и в составе ансамблей, включающими произведения композиторов разных эпох, выступала в различных городах России и за рубежом.
Стаж
Повышение квалификации
-
Повышение квалификации по программе «Особенности профессионального развития научно-педагогических работников в условиях реализации непрерывного образования» (72 часа), ФГБОУ ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук», 2019 г.
-
Повышение квалификации по программе «Повышение профессионального уровня педагогического работника посредством использования ИКТ. Создание презентации в программе Microsoft Office PowerPoint» (72 часа), ВНОЦ «Современные образовательные технологии», 2018 г.
-
Повышение квалификации по программе «Методика и практика преподавания камерного ансамбля» (72 часа), ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2016 г.
-
Повышение квалификации по программе «Психологические технологии в образовательном процессе высшей школы» (72 часа), ФГБОУ ВПО «Государственная классическая академия имени Маймонида», 2016 г.
Преподаваемые дисциплины
-
История и теория исполнительского искусства
-
История искусства и культуры
-
История исполнительских стилей
-
История исполнительского искусства
-
Методика обучения игре на инструменте
-
Методика преподавания творческих дисциплин в высшей школе
-
Музыкальное искусство XX-XXI веков
-
Основы научно-исследовательской работы
-
Современные информационные технологии
Научные интересы
-
История современного искусства и культуры
-
История и теория исполнительского искусства
-
История современной отечественной музыки
Основные публикации
-
Религиозно-философская концепция в симфонической музыке второй половины XX века // Сборник трудов Межрегиональной заочной научно-практической конференции Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Ноябрь 2009 г. Брянск, 2009. С. 128-135.
-
Библейские темы в симфонических циклах Алемдара Караманова // Сборник статей Жизнь религии в музыке. СПб., 2010. С. 126-140.
-
Религиозные симфонии А. Караманова (в поисках адекватного аналитического метода) // От Моцарта до Шнитке: к 70-летию со дня рождения Евгении Ивановны Чигаревой / сост. Е.А. Доленко. М., 2010. С.274-288.
-
Библейские симфонии Алемдара Караманова: Монография. Изд. 2-е. М.: Классика-XXI, 2010.
-
Культура регионов России (учебник для студентов высших учебных заведений) / Рекомендовано УМО учебных заведений РФ по образованию в области сервиса и туризма; коллектив авторов: Федуллин А.А., Багдасарян В.Э., Асонов Н.В., Реснянский С.И., Клочкова Е.В. и др., всего 20 человек. М.: Собрание, 2010. 878 с.
-
Venit tempus. Гавриил Попов и Алемдар Караманов – две мировые премьеры в Санкт-Петербурге // Musicus. Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2012. № 4. С. 68-73.
-
Романтические архетипы в жизни и творчестве Алемдара Караманова // Романтизм: истоки и горизонты: Материалы Международной научной конференции памяти А. Караманова 24–26 февраля 2011 года / ред.-сост. Т.М. Русанова, Е.В. Клочкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. С.305-313.
-
Караманов-симфонист / Е.В. Клочкова // Алемдар Караманов. Страницы жизни и творчества: Материалы региональной научно-практической конференции 3 ноября 2012 года / ред.-сост. Е. В. Клочкова. М.: Академика, 2013. С. 61-78.
-
Религиозная концепция в симфонических циклах «Совершишася» и «Бысть» Алемдара Караманова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: от классики к постмодерну: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Л. Прокопова; пер. Т. А. Григорьянц; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. Кемерово: Кемеров. гос. ун- т культуры и искусств, 2014. Вып. 12. C. 244-262.
-
О звучащем и незвучащем слове в симфоническом цикле «Совершишася» Алемдара Караманова // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Государственной классической академии имени Маймонида 13–19 апреля 2015 года / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной ; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В. Клочкова. М.: Нобель-Пресс; Edinbourgh: Lennex Corp., 2015. С. 156-166.
-
Образ моря в музыке Алемдара Караманова // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры Сборник статей по материалам Международной научной конференции ГКА имени Маймонида (12–16 апреля 2016 г.) / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В. Клочкова. М.: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2016. С. 139-152.
-
О некоторых особенностях воплощения темы моря в музыкальном искусстве // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)» (11–15 апреля 2017 г., г. Москва) / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной ; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В. Клочкова. М.: Академия имени Маймонида, 2017. С. 143-152.
-
Тема Антонина Дворжака в симфоническом цикле «Бысть» по Апокалипсису Алемдара Караманова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: исполнительство и педагогика: сб. науч. тр./ отв. ред. Н. Л. Прокопова, пер. О. В. Ртищевой; Кемеров. гос. ин-т культуры. Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. Вып. 16. С. 61-69.
-
Международная творческая школа музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты», памяти Е. Ф. Гнесиной: Озвученное учебное пособие (в соавторстве с Т.М. Русановой) / Рекомендовано федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 53.00.00 Музыкальное искусство в качестве учебного пособия для студентов образовательных организаций, обучающихся по направлению подготовки и специальности УГСН 53.00.00 Музыкальное искусство. М.: Научно-издательский центр «Академика», 2018. 186 с. + 3 DVD.
-
Поэтика воды в опере «Маддалена» Сергея Сергеевича Прокофьева // Опера в музыкальном театре: история и современность: Материалы Международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. / ред-сост. И.П. Сусидко / Рос. акад. музыки. Том 2. М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. С. 377-385.
-
Авторская программа и ее воплощение в симфонии «Аз Иисус» из цикла «Бысть» Алемдара Караманова // Музыкальная культура России и Италии: из XX в XXI век: сб. науч. статей по материалам Междунар. научной конференции в Неаполе, 19-27 сентября 2019 г. / отв. ред. О.В. Синельникова, Е.В. Клочкова; пер. Е.Г. Желудковой и Н. В. Лозовской. М.: Центр поддержки и развития современного искусства им. Алемдара Караманова, 2020. С. 50-57.
Награды
-
Почётная грамота Министерства культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие музыкальной культуры Москвы (2012)
-
Почётная грамота Управления культуры по Центральному административному округу г. Москвы за заслуги в развитии столичной культуры и музыкального искусства (2012)
-
Грант Фонда «Русское исполнительское искусство» (программа «Золотой талант», 2006)
-
Юбилейная медаль Международного союза музыкальных деятелей (2006)
ЛЕВАНОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
преподаватель
Образование
-
2016 г. – Российский государственный социальный университет, профессиональная переподготовка по программе «Художественное образование», квалификация «Преподаватель эстрадно-джазового вокала»
-
2001 г. – Российская академия музыки имени Гнесиных, специальность «Музыковедение», квалификация «Музыковед, преподаватель, критик, исследователь»
Опыт работы
-
Работает в институте «Академия имени Маймонида» с 2022 года
Стаж
Преподаваемые дисциплины
-
Гармония
-
История исполнительского искусства
-
Сольфеджио
СВИРИДЕНКО КСЕНИЯ ВИКТОРОВНА
Старший преподаватель
Образование
-
2016 г. – ассистентура-стажировка Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, специальность 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (сольное исполнительство на органе), квалификация «Артист высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе»
-
2014 г. – ФГБОУ ВПО «Московская государственная консерватория (университет) имени П.И. Чайковского», специальность 070101 Инструментальное исполнительство (орган), квалификация «Концертный исполнитель. Артист камерного ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (фортепиано, орган)»
-
2013 г. - ФГБОУ ВПО «Московская государственная консерватория (университет) имени П.И. Чайковского», специальность «Музыковедение», квалификация «Музыковед. Преподаватель»
Опыт работы
-
Работает в Академии имени Маймонида с 2016 года.
-
Имеет опыт преподавания музыкально-теоретических дисциплин в Академии славянской культуры, Музыкальной школе «Лад» при ГБОУ «Школа 2101».
-
Ведет концертную деятельность в качестве органистки как сольно, так и в составе ансамблей в России (Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Курск, Казань, Ульяновск, Южно-Сахалинск и т. д.) и за рубежом (Австрия, Германия, Латвия).
-
Неоднократно выступала с камерным оркестром Игоря Лермана (г. Набережные Челны); сотрудничает с камерным оркестром «Инструментальная капелла» (Московская областная филармония), а также с камерным оркестром «Terra Incognita» (Москва).
-
Лауреат и дипломант международных конкурсов и фестивалей; регулярный участник концертов и фестивалей фонда «Бельканто» (Москва).
Стаж
Повышение квалификации
-
Повышение квалификации по программе «Особенности профессионального развития научно-педагогических работников в условиях реализации непрерывного образования» (72 часа), ФГБОУ ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук», 2019 г.
-
«Информационно-коммуникационные технологии образовательной среды учебного учреждения» (72 часа), ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», 2016 г.
Преподаваемые дисциплины
-
Гармония
-
История музыки (зарубежной, отечественной)
-
Сольфеджио
Научные интересы
-
Русская и зарубежная музыка первой половины XX века
-
Органная музыка
-
Искусство генерал-баса
Основные публикации
-
«Цифрованный бас» П. Уильямса: практическое пособие по игре генерал-баса в условиях современного исторического исполнительства // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам Международной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 11-15 апреля 2017 года / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной. М.: Академия имени Маймонида, 2017. С. 285-293.
-
Шесть пьес для органа и скрипки (op. 150) Йозефа фон Райнбергера // Мир современной науки. 2019. № 5 (57). С. 59-64.
ФИНКЕЛЬШТЕЙН ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА
доцент
Образование
-
2004 г. – аспирантура Российской академии музыки имени Гнесиных, специальность 17.00.02 Музыкальное искусство
-
2001 г. – Российская академия музыки имени Гнесиных, специальность «Музыковедение», квалификация «Музыковед. Преподаватель. Критик. Исследователь»
Учёная степень, учёное звание
-
2016 г. – доцент по специальности «Музыкальное искусство»
-
2012 г. – кандидат искусствоведения (диссертация на тему «Балетное творчество Н.Н. Черепнина в контексте идей эпохи» по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство)
Опыт работы
-
Работает в Академии имени Маймонида с 2011 года.
-
Имеет опыт преподавания истории мировой художественной культуры в Школе 1685 г. Москвы, работы редактором РИАТеК («Контрамарка»).
Стаж
Повышение квалификации
-
Повышение квалификации по программе «Особенности профессионального развития научно-педагогических работников в условиях реализации непрерывного образования» (72 часа), ФГБОУ ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук», 2019 г.
-
Повышение квалификации преподавателей музыкальных образовательных организаций города Москвы (72 часа), ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского», 2017 г.
-
Повышение квалификации по программе «Информационно-коммуникационные технологии образовательной среды учебного учреждения», ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2017 г.
-
Повышение квалификации по программе «Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы» (72 часа), ФГБОУ ВПО «Государственная классическая академия имени Маймонида», 2013 г.
Преподаваемые дисциплины
-
Изучение концертного репертуара
-
История исполнительских стилей
-
История исполнительского искусства
-
Научное руководство аспирантом
-
Полифония
Научные интересы
-
История музыкальной культуры
-
История и теория стилей
-
История и теория исполнительского искусства
-
История отечественной и зарубежной гитарной музыки
Основные публикации
-
Поздние балеты Николая Черепнина // Русское искусство. 2009. № 1 (21). «Академическая тетрадь». С. 27-34.
-
Балеты Н.Н. Черепнина в контексте стилистических тенденций модерна // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика: сборник научных статей / М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. С. 57-65.
-
Балет Н.Н. Черепнина «Маска Красной смерти»: Опыт воплощения символистского сюжета в балетном жанре // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 9-13 апреля 2013 г. М.: Нобель-пресс, 2013. С. 454-463.
-
Миницикл в творчестве Н.А. Кошкина // Классическая гитара в Ярославле. Традиции и инновации: материалы научно-практической конференции, 25-26 ноября 2013 г. / ред.-сост. А.А. Харчев; ЯМУ (колледж) им. Л.В. Собинова. Ярославль, 2013. С. 58-69.
-
Особенности трактовки шестиструнной гитары в «Четырех русских песнях» Игоря Стравинского // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник материалов Международной научной конференции 14−19 апреля 2014 года / ред.-сост. Я.И. Сушкова-Ирина, Г.Р. Консон. М.: Нобель-пресс; Edinbourg, LennexCorporation, 2014. С. 584-592.
-
Балеты Н.Н. Черепнина: воплощение живописных тенденций времени // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сборник статей по материалам X Международной научно-практической конференции, 7 февраля 2014 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. Тамбов, 2014. С. 86-94.
-
Игорь Стравинский и академическая гитарная музыка // Обсерватория культуры. 2015. № 1. С. 40-45.
-
Специфика трактовки тембра классической гитары в творчестве С. Губайдулиной. «Токката» и «Серенада» (в соавторстве с Н. В. Маковской) // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. № 1 (36). С. 183-194.
-
Гитара в творчестве Бориса Владимировича Асафьева: жанры, стиль // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. № 2 (37). С. 183-194.
-
Творчество Никиты Кошкина: к вопросу о специфике гитарной музыки // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2015. Вып. 2. С. 172-185.
-
Александр Михайлович Иванов-Крамской: творческий портрет (в соавторстве с В. Ниловым) // Музыка и время. 2015. № 7. С. 8-18.
-
Произведения А. Иванова-Крамского для классической гитары // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 2 (19). С. 127-131.
-
Классическая гитара в музыке композиторов ХХ века: к вопросу трактовки инструмента // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам международной научной конференции Государственной классической академии им. Маймонида 12-16 апреля 2016 года / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В. Клочкова. М.: Государственная классическая академия им. Маймонида, 2016. С. 374-383.
-
Классическая гитара в творчестве Эдисона Денисова // Музыкальная академия. 2016. № 4. С. 126-128.
-
Концерт для гитары с оркестром Бориса Владимировича Асафьева // Классическая гитара в Ярославле. Традиции и инновации. Материалы II научно-практической конференции, 9 декабря 2016 г. / ред.-сост. А.А. Харчев; ЯМУ (колледж) им. Л.В. Собинова. Ярославль, 2016. С. 80-94.
-
Первая соната для гитары соло Никиты Кошкина (в соавторстве с Д.А. Вихровым) // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 1 (48).С. 108-118.
-
Сочинения для шестиструнной гитары Виссариона Шебалина // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам международной научной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 11-15 апреля 2017 года / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В. Клочкова. М.: Академия имени Маймонида, 2017. С. 362-369.
-
Гитарные миниатюры Александра Тансмана (в соавторстве с А.Т. Звягиным) // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: Девятая Международная научно-практическая конференция. 24 марта 2018 г. / ред.-сост. В.Р. Ганеев. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2018. С. 33-38.
-
«Сюита зеркал» Андрея Волконского: к вопросу трактовки классической гитары в условиях отечественного музыкального авангарда // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 4. С. 162-176.
-
Формирование образа классической гитары на раннем этапе обучения: направления и перспективы // Современные методики обучения игре на гитаре в системе дополнительного образования: традиции, инновации, перспективы: Первая межрегиональная педагогическая научно-практическая конференция. 18 ноября 2018 г. / ред.-сост. В. Г Борисевич. М.: ЛЕНАНД, 2019. 86 с.
-
Этюды по истории гитарного искусства ХХ века. Конспект лекций: Учебное пособие. М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. 153 с.
-
«Соната одиночества» Петериса Васкса: гитара в авангарде (в соавторстве с А.М. Насыровым) // Струнные инструменты: исполнительство, репертуар, педагогика, практика. Материалы Первой межвузовской научно-практической конференции, 15 апреля 2019 / ред.-сост. Ю.А. Финкельштейн. М.: Институт «Академия имени Маймонида», РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. С. 84-92.
-
Соната для лютни a-moll Сильвиуса Леопольда Вайса в транскрипции для шестиструнной гитары (в соавторстве с Я.И. Сушковой-Ириной и А.М. Талицким) // Струнные инструменты: исполнительство, репертуар, педагогика, практика. Материалы Первой межвузовской научно-практической конференции, 15 апреля 2019 / Редактор-составитель Ю.А. Финкельштейн. М.: Институт «Академия имени Маймонида», РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. С. 117–127.
-
Особенности трактовки жанра гитарной сонаты в отечественной музыке второй половины ХХ века на примере Сонаты для гитары Валерия Кикты (в соавторстве с Е.Ю. Финкельштейном) // Музыкознание: Искусство. Культура. Образование: Сб. ст. по м-лам I Междунар. науч.-практ. конф. Института «Академия имени Маймонида» Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 10 января 2020 года / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова. М.: Академия имени Маймонида, 2020. С. 165–171.